Календарь праздников
Запланированные праздники в МБДОУ №7
В течение учебного года в МБДОУ №7 планируются мероприятия в соответствии с календарными праздниками российского и международного значения. В соответствии с этим в работе используется перспективное планирование «Календарь праздников».
Ничего не найденоПравила посещения праздников в МБДОУ №7
- Приходить в зал без опоздания за 5-10 минут до начала назначенного времени
- Не забудьте взять с собой сменную обувь. В детском саду меняют обувь и дети и взрослые — из соображений общей чистоты и личной гигиены
- Нарядную одежду для детей следует приносить с утра, даже если праздник будет проводиться после обеда
- На празднике следует вести себя тихо, не разговаривать и не вмешиваться в процесс мероприятия
- Не забудьте отключить сотовые телефоны. Звонки ваших мобильных телефонов могут сбить с курса и детей, и педагогов
- Благодарите детей аплодисментами!
И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников, которые также называют утренниками. Малыши радуются тому, что родители придут на них посмотреть, а родителям представляется возможность окунуться в собственные детские воспоминания. Но утренники в детском саду устраиваются не только для того, чтобы порадовать родителей и воспитанников, погрузив их в атмосферу праздника. Есть и другие, более важные цели и причины.
Как проходят праздники в детском саду
Т
Без праздников не бывает детства!
Все любят праздники, но особенно их обожают дети. Детский праздник - важная часть жизни ребенка, ибо впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Праздничные утренники в детском саду — важная составная часть воспитательно-образовательного процесса, проводимого в детском саду. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса. Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания, создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях, способствуют нравственному воспитанию. В детском саду утренники - это не только развлекательное мероприятие, а большая, трудная подготовительная работа.
Утренники, как и любое другое событие, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Во-первых, на малышей ложится большая нагрузка, и моральная, и физическая. Подготовка занимает много времени и сил, зачастую дети участвуют в абсолютно новой для себя роли. Дети нуждаются в поддержке, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
ВНИМАНИЕ: Глубоко ошибочно мнение тех родителей, которые считают, что можно не водить ребенка на музыкальные занятия, а привести только на утренник. Ничего кроме неприятностей для ребенка (из – за незнания материала, неумения выполнить простейшие танцевальные движения, незнания слов песен, неумения правильно и вовремя перестроиться) не получиться. Ребенок расстраивается, путается, нервничает, зачастую плачет, мешает остальным детям.
И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников. Малыши радуются тому, что родители придут на них посмотреть, а родителям предоставляется возможность окунуться в собственные детские воспоминания. Но утренники в детском саду устраиваются не только для того, чтобы порадовать родителей и воспитанников, погрузив их в атмосферу праздника. Есть и другие, более важные цели и причины.
Цели организации праздника.
Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство. Мы поясняем один вид искусства другим; одно искусство взаимодействует с другим, выступая в едином ансамбле; взаимно дополняют друг друга произведения различной художественной специфики. Поэтому праздник, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности; позволяет каждому ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развивать уже имеющиеся навыки; развивает такие психические процессы как активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе, воспитывает моральные, нравственные, патриотические качества.
Дети объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, семье. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Дети разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у ребенка есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.
Этапы работы по организации праздника:
Опыт работы по организации праздников позволяет выделить следующие этапы:
1. Предварительное планирование. В начале учебного года проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников, и устанавливаются сроки их проведения.
2. Работа над сценарием.
3. Предварительное знакомство детей с темой утренника.
4. Репетиции
5. Работа с родителями.
6. Проведение утренника
7. Подведение итогов
8. Последействие праздника.
Подготовка к празднику.
Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада, отвечать интересам детей, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Перспективное планирование позволяет без спешки подготовиться к празднику. Продолжительность праздника зависит от его содержания и возрастных особенностей детей, принимающих в нем участие. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста длительность праздника составляет от 20 до 30 минут, в старшем и подготовительном к школе возрасте – не более 1 часа. При этом важно тщательно продумать соотношение детского и взрослого участия, а также последовательность номеров в структуре праздника, чтобы его композиция не переутомляла детей.
Непосредственная подготовка к празднику начинается с распределения речевого материала для детей с учетом их индивидуальных речевых особенностей. Одним детям, в силу их индивидуальных психологических особенностей, лучше поручить индивидуальные выступления, другим, чтобы не возникало психотравмирующих ситуаций, лучше выступать вместе с другими детьми (например, исполняя песню), а некоторым, особенно в начальный период обучения, может быть целесообразна вообще роль зрителя. Распределяя речевой материал, необходимо учитывать словарь, которым овладел каждый конкретный ребенок, а также состояние его устной речи: звукопроизносительные возможности и качество голоса. После разбора и всестороннего изучения текста стихотворения воспитателя с ребенком, позволяющего понять внутреннее содержание и его смысл, текст дается родителям для занятий дома. Особое внимание при заучивании, проверке текста уделяется работе над словесным ударением, ритмом и интонацией.
Хореографические и вокальные композиции, сценки, декламация распределяются между всеми детьми. Чтобы праздник отвечал интересам детей, необходимо предусмотреть посильное участие в нем каждого ребенка.
Подготовка к празднику начинается за 1,5 месяц до самого мероприятия. Воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывают о предстоящем празднике, объясняют, что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Педагог выясняет, что дети запомнили, и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей (например, просит детей принести фотографии с прошлогоднего праздника и рассматривает их вместе с ребятами).
После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.
Далее начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.
Следующим этапом является предварительная работа: чтение произведения, по которому будет происходить инсценировка или театрализация, обсуждаются характеры персонажей, распределение ролей. В группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал. Таким детям можно давать более сложные стихи или роли, а также индивидуальные номера. Ребенку важно создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в реализации своих творческих возможностей.
После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми:
- над выразительным прочтением стихов;
- по заучиванию текстов песен, движений танцев и хороводов;
- над образом;
- над отдельными эпизодами.
Чтобы у детей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную (техническую) репетицию – вход, последовательность номеров, выходов персонажей-детей без проигрывания эпизодов при всех. Так у детей не будет ощущения, что уже все было.
При оформлении помещения к празднику нужно помнить о некоторых основных правилах. Оформление должно:
- отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей;
- развивать художественно-эстетический вкус;
- создавать у всех участников радостное настроение, вызывать интерес к предстоящим событиям;
Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для персонажей. Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не мешать свободно двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто его носит. "Взрослый артист" и "артист-ребёнок" должны выглядеть безупречно.
Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы — всё это утомляет, расхолаживает воспитанников, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.
Избежать этого позволит, прежде всего, активное участие взрослых на празднике. При обсуждении сценария необходимо определить роль каждого воспитателя, его обязанности, назначить ответственных за переодевание детей, за регулирование световых эффектов, за точный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т. д.
Собираемся на праздник
Поскольку на музыкальных занятиях 50 процентов времени отводится движениям, детям нужна удобная обувь: мягкая, гибкая, легкая – во всех отношениях комфортная. Самый распространенный вариант - чешки и балетки. Эта же обувь подходит и для праздников.
То же самое можно сказать и обо всем праздничном костюме в целом. Многие родители увлекаются желанием выделить своего ребенка: покупают великолепные длинные, пышные платья девочкам, фраки для мальчиков. Но в них детям не всегда удобно двигаться! И «модники» будут чувствовать себя некомфортно. Очень дорогие, вычурные наряды могут смутить других детей и их родителей.
Воспитатель и музыкальный руководитель заранее предупреждают родителей и детей, каким будет праздник и какие костюмы следует готовить. Чтобы потом не возникало недоумений, почему костюм «Человека-паука» или «Бэтмена», который купили к новогоднему представлению, нельзя использовать на утреннике, сюжетная линия которого – «Снежная королева» или «Золушка на балу»
Проведение праздника.
Исход утренника во многом зависит и от правил поведения детей на утреннике.
Детям необходимо знать некоторые из них:
- говорить не громко (не кричать);
- ходить спокойно (не бегать);
- помнить для чего мы находимся в зале;
- смело показывать свои способности;
- заботиться друг о друге (не обижать);
- помогать друг другу (не смеяться);
- внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому);
-не отвлекаться на родителей.
Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов. Очень важно, чтобы родители во время проведения утренника не разговаривали, не делали замечание своему ребенку (это сделает, в случае необходимости, воспитатель), отключали сотовые телефоны, звонки которых отвлекают, не ходили по залу, снимая и фотографируя детей, не приходили на утренники с маленькими детьми, которые могут плакать и капризничать, тем самым, отвлекая детей и ведущих.
Подведение итогов.
Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы “привязать” к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи педагога выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.
На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.
Эффективность педагогической работы во многом зависит от тщательного анализа качества проведения праздника, при котором оцениваются:
-деятельность детей во время праздника, их самочувствие, эмоциональное состояние, степень активности и заинтересованности, качество выступлений
-деятельность музыкального руководителя и воспитателей, их профессионализм в составлении сценария, умение распределять роли с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, степень и характер взаимодействия друг с другом и детьми; качество используемого музыкального репертуара, его доступность, художественность и соответствие тематике праздника; качество исполнения музыкального репертуара;
-организационные моменты праздника, согласованность работы всего коллектива при подготовке в проведении праздника;
-праздничное оформление зала.
Родители – желанные гости на празднике. Обязательно предупредите их о необходимости принести сменную обувь. После утренника предложите родителям записать свои впечатления в «Книге отзывов и пожеланий»
Детсадовский утренник – это своего рода отчет воспитателей перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми, сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома, оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.
Утренник в детском саду может быть неплохим воспитательным моментом и для родителей в семье. Каждый ребенок ждет праздника, и если его поведение «хромает», то малыша легко мотивировать тем, что скоро утренник и надо вести себя подобающим образом, иначе праздника не будет. Ведь не секрет, что дети значительно меняют свое поведение, если сказать, что за ними наблюдает дед Мороз и в соответствие с тем, как они себя ведут, он подарит подарки.
Проявите ответственность и творческий подход к организации утренника, терпение к своим помощникам, и праздник в детском саду, пройдёт на УРА! Отмечено, что хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.
На всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие педагога, воспитателей, музыкального руководителя.
Подготовка к празднику в детском саду
Система работы по подготовке праздников и развлечений в детском саду.
Этапы работы по организации праздника
Духовная жизнь ребенка полноценна тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
фантазии, творчества. Без этого он
засушенный цветок ….
В.А.Сухомлинский.
В дошкольном детстве каждый ребенок реагирует на звучание музыки,
чтение сказок, стихов, фольклора, старается петь, танцевать, выступать в
роли героя художественного произведения. Музыкальный руководитель и
воспитатели детского сада создают условия для формирования у детей
восприятия музыки и художественного слова, развивают творческие
способности в разных видах деятельности.
В соответствии с принципами ФГОС ДО мы активно используем
праздники и развлечения в качестве средства приобщения детей к
социокультурным нормам и традициям, где в полной мере учитываются
индивидуальные особенности каждого ребенка, выступающего в роли
полноправного субъекта образовательной деятельности в сотрудничестве
с взрослыми и с другими детьми.
Праздники и развлечения в детском саду – не просто форма
организации досуга детей. Они являются неотъемлемой частью
воспитательно-образовательного процесса, а ещё это большая творческая
работа. Праздники, как и любое другое событие, имеет очень важное значение для дошкольников, дети участвуют в абсолютно новой для себя роли. Они нуждаются в поддержке инициативы и самостоятельности, уверенности в своих силах, как со стороны педагогов, сверстников, так и со стороны родителей.
Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей в
образовательной деятельности по развитию речи и музыкальному развитию. Дошкольники разучивают песни, стихи и танцевальные композиции, чтобы
продемонстрировать все свои умения и навыки на детском празднике или
развлечении.
Развлечения, как один из видов культурно-досуговой деятельности,
имеет большое значение для создания положительного микроклимата в
группе, внося в жизнь ребёнка что-то новое, интересное. Развлечения
являются красочным мероприятием, обогащающим впечатления и
формирующим творческую активность. Они способствуют его
всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства:
музыкальным, изобразительным, литературным, театральным, пробуждают
радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких
мероприятиях ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а
значит приобрести уверенность в себе, веру в свои способности, развиваются
его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта,
симпатия, жизнерадостность.
При подготовке и организации праздников и развлечений выделяются
следующие этапы работы:
1.Перспективное планирование праздника, выбор темы.
2. Составление сценариев.
3. Работа с педагогами, детьми, родителями.
4. Подготовка и изготовление атрибутов и пособий.
5. Распределение ролей.
6. Разучивание стихов, песен, танцев.
7. Проведение праздника.
8. Подведение итогов мероприятий.
Подготовка к празднику или развлечению осуществляется планомерно
и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада, отвечает
интересам детей, учитывает их возрастные и индивидуальные особенности.
Перспективное планирование позволяет без спешки подготовиться к
празднику. Его продолжительность зависит от содержания и возрастных особенностей детей, принимающих в нем участие.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста длительность
праздника составляет от 20 до 30 минут, в старшей и подготовительной к
школе группах – 40-50 минут. При этом тщательно продумывается
соотношение детского и взрослого участия, а также последовательность
номеров в структуре праздника, чтобы его композиция не переутомляла
детей.
Каждый праздник имеет свои обычаи и традиции, свой сценарий.
Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая
разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем
последовательно излагается все, что будет происходить. Сценарий утренника
составляется музыкальным руководителем. В содержании раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся художественные произведения или отрывки из них.
Работа над сценарием включает в себя несколько этапов:
1-й этап – определение идейно-тематического замысла праздника –
четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны
друг от друга. В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т.е. развитие событий, выявление характеров в действии. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. 2-й этап – построение композиции – реализация сюжета в развивающемся конкретном сценическом действии.
Композиция –организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:
- экспозицию (короткий рассказ о событиях, вводное слово ведущего,
информация о конкретном событии);
- завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно
четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к
восприятию действия, настраивать на определенный лад);
- развитие действия, или основное действие, т.е. изображение событий;
- кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации
наиболее концентрированно выражается идея праздника);
- развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального
проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные
сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие
хороводы и пляски).
Требования к сценарию:
- строгая логичность построения и развития темы;
- законченность каждого эпизода; органическая связь эпизодов;
- нарастание действия в его движении к кульминации.
Непосредственная подготовка к празднику начинается с выбора
речевого материала для детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Одним детям, в силу их индивидуальных психологических особенностей,
лучше поручить индивидуальные выступления, другим, чтобы не возникало
психотравмирующих ситуаций, лучше выступать вместе со сверстниками
(например, исполняя песню), а некоторым, особенно в начальный период
обучения, может быть целесообразна вообще роль помощника. Распределяя
речевой материал совместно с воспитателем, мы учитываем словарь,
которым овладел каждый конкретный ребенок, а также состояние его устной
речи: звукопроизносительные возможности и качество голоса. После разбора
и всестороннего изучения текста стихотворения воспитателя с ребенком,
позволяющего понять внутреннее содержание и его смысл, текст даем
родителям для занятий дома. Особое внимание при заучивании, проверке
текста, уделяем работе над словесным ударением, ритмом, интонацией и
выразительным произношением.
Хореографические и вокальные композиции, сценки, разучиваем со
всеми детьми. Чтобы праздник отвечал интересам детей, необходимо
предусмотреть участие в нем каждого ребенка.
Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием
активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного
творчества. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не
было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной
насыщенностью, результативностью. Очень интересны для детей игры,
в которых присутствуют соревновательные моменты.
Подготовка к празднику начинается за 1-1,5 месяца до самого
мероприятия. Музыкальный руководитель и воспитатели рассказываем
детям о предстоящем празднике, объясняем, что это за праздник и чему он
посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то мы
вспоминаем, что на нем было. На данном этапе дети понимают свои задачи,
осознают свою роль в процессе подготовки и проведения праздника. Очень
важно, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала
они видели, знали, для чего и для кого они это делают. Необходимо
поставить перед ребёнком цель, создать мотивацию и он сам захочет это
сделать.
Далее начинается непосредственная работа по разучиванию стихов,
песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров
к костюмам. На данном этапе продолжается работа над сценарием, куда
вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы.
Следующим этапом является чтение произведения, по которому будет
происходить инсценировка или театрализация, обсуждаются характеры
персонажей, распределение ролей. В группе всегда есть дети, которые легче
и быстрее других усваивают программный материал. Таким детям можно
давать более сложные стихи или роли, а также индивидуальные номера.
Ребенку важно создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в
реализации своих творческих возможностей.
Чтобы поддержать интерес детей к празднику, не стоит проводить
несколько полномасштабных репетиций, лучше всего “отшлифовать”
программу праздника по номерам, и только в преддверии самого праздника
провести генеральную (техническую) репетицию – вход, последовательность
номеров, выход персонажей-детей, без проигрывания эпизодов при всех.
Так у детей не будет ощущения, что уже все было.
Оформление помещения детского сада в праздничные дни также имеет
большое значение. Выдумка, творчество в оформлении групповых комнат,
убранстве зала, подготовка костюмов и атрибутов к отдельным номерам
программы привлекают внимание детей, наполняют их сердца чувством
радости от приближения и ожидания праздника. Украшение зала отличается
от оформления группы особой парадностью и торжественностью.
При этом нужно помнить о некоторых основных правилах:
- отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для
детей;
- развивать художественно-эстетический вкус;
- создавать у всех участников радостное настроение, вызывать интерес к
предстоящим событиям;
Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для
персонажей. Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не
мешать свободно двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто его
носит.
Праздник проводится в хорошем темпе. Растянутость выступлений,
неоправданные паузы – всё это утомляет воспитанников, нарушает единую
линию эмоционально-физиологической нагрузки. Избежать этого позволит,
прежде всего, активное участие взрослых на празднике. При обсуждении
сценария мы определяем роль каждого воспитателя, его обязанности,
назначаем ответственных за своевременный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т.д.
Музыка как ведущий компонент праздника соединяет все виды
искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с
основной темой праздника. Она должна вызывать у ребят эмоциональный
настрой. Я очень ответственно подхожу к подбору музыкального репертуара.
Песни и танцевальные композиции выбираю разные по характеру, ритму,
аранжировке, чтобы показать детям разнообразие произведений.
Музыкальная палитра, передающая образы, настроение осенних
праздников, отличается большим спектром: от веселой, торжественной
Собираемся на праздник
Поскольку на музыкальной образовательной деятельности 50 процентов
времени отводится движениям, детям нужна удобная обувь: мягкая, гибкая,
легкая – во всех отношениях комфортная. То же самое можно сказать и обо всем праздничном костюме в целом. Очень дорогие, вычурные наряды могут смутить других детей и их родителей, поэтому на родительских собраниях заранее проводятся беседы с родителями: каким будет праздник, его тематика, какие костюмы лучше подготовить.
Проведение праздника
Исход праздника во многом зависит и от правил поведения детей, с ними мы
знакомимся заранее. Детям необходимо знать:
- говорить не громко (не кричать);
- ходить спокойно (не бегать);
- помнить для чего мы находимся в зале;
- смело показывать свои способности;
- заботиться друг о друге (не обижать);
- помогать друг другу (не смеяться);
- внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому);
- не отвлекаться на родителей.
Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная
работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие
сотрудники детского сада. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности
музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение
праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.
Подведение итогов
Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и
украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала
действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не
заканчивается работа над праздником. Детская, да и взрослая память долго
хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник.
И наша задача на этом этапе состоит в том, чтобы «привязать» к этим
воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на
празднике и в процессе его подготовки. Для этого мы проводим беседы,
в которых дети вспоминают, что им понравилось, уточняем представления
и впечатления о нем, вспоминаем песни, танцы, миниатюры, выделяем наиболее важное и главное в празднике. Праздничное оформление групп и музыкального зала сохраняем в течение нескольких дней после праздника.
Эффективность педагогической работы во многом зависит от
тщательного анализа качества проведения праздника, при котором
оцениваются:
- деятельность детей во время праздника, их самочувствие, эмоциональное
состояние, степень активности и заинтересованности, качество выступлений;
- деятельность музыкального руководителя и воспитателей, их
профессионализм в составлении сценария, умение распределять роли с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, степень и
характер взаимодействия друг с другом и детьми;
- качество используемого музыкального репертуара, его доступность,
художественность и соответствие тематике праздника; качество исполнения
музыкального репертуара;
- организационные моменты праздника, согласованность работы всего
коллектива при подготовке в проведении праздника;
- создание праздничного настроения и оформление зала и групповых комнат.
Родители воспитанников – всегда желанные гости и участники на празднике.
Праздники в детском саду и наглядно демонстрируют, чему научился ребёнок за время посещения детского сада. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие взаимоотношения у ребенка в коллективе, с другими детьми, сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Узнать насколько он общителен, не стесняется ли, и достаточно ли дисциплинирован. Утренник в детском саду может быть неплохим воспитательным моментом и для родителей, в семье всегда делятся впечатлениями о проведенных мероприятиях.
Отмечено, что хорошо организованные праздники благотворно влияют
на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную
ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных
на различной образовательной деятельности; способствуют его
нравственному воспитанию.
В результате системной работы по проведению праздников и
развлечений в детском саду, можно сделать вывод о том, что такая
деятельность, способствует творческому развитию дошкольников,
объединяет все виды культур: эстетическую, нравственную, познавательную,
игровую, этическую. Именно творческая деятельность воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и старшему поколению. У них
развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить
материальные и духовные ценности, а также умение ими пользоваться.
Праздники в детском саду – важная часть жизни ребенка. Это радостное
событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем
духовно обогащает его, побуждает к творчеству. Программы по музыкальному воспитанию рекомендуют в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, устраивать развлечения, цель которых – порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися
впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и
неживой природе, рассказать поучительные истории о взаимоотношениях
между самыми разными ее обитателями.
Вызывая радостные эмоции, праздники и развлечения одновременно
закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую
инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности
ребенка, формированию нравственных представлений (положительное
отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма,
равнодушия).
В детском саду создаются условия для художественно-эстетического
воспитания каждого ребенка, и осуществляется оно на занятиях по развитию
речи, изобразительной и музыкальной деятельности. Праздники и
развлечения объединяют все виды искусства, дающие возможность
творчески использовать их, чтобы сделать комфортным и радостным
пребывание детей в детском саду.